Наши научные консультанты и партнёры

Алкогольная политика

Главная / Алкогольная политика

Алкогольная политика

Что такое алкогольная политика? Это особый раздел государственной политики, цель которого – снижение уровня алкоголизации населения страны, решение социальных проблем, которые своим появлением обязаны непомерному распространению алкоголизма.

Первые опыты в этом направлении на государственном уровне делались правительствами скандинавских стран с начала второй половины 20 века, там же возникло и само словосочетание «алкогольная политика». За более чем полувековой период благодаря пробам и промахам алкогольная политика наработала солидный опыт, который ныне применяется во многих странах мира, в том числе и у нас в стране.

Одним из главных принципов алкогольной политики можно считать то, что все действия, совершаемые государством, не должны наносить урона здоровью нации, особенно, от это касается оборота алкоголя.

Ещё одним принципом алкогольной политики любой страны является то, что она должна быть направлена не только на лиц, страдающих алкоголизмом, но и на всё общество в целом с целью предотвращения его алкоголизации.

***

Главная цель алкогольной политики в нашей стране – понижение количества потребляемого гражданами алкоголя до безопасного приемлемого уровня. Известно, что допустимым считается объём абсолютного алкоголя не более восьми литров на одного жителя в год. Увы, в России этот показатель превышен более чем в три раза только в соответствии с официальными данными. В связи с этим велико и количество заболеваний, вызванных злоупотреблением алкоголем. Получается, что если снизить количество пьющих людей, это положительно скажется на оздоровлении всей нации в целом.

Отдельная задача алкогольной политики – снижение распространения пьянства среди молодёжи. Кроме того, что для несформировавшегося молодого организма алкоголь особенно опасен, пристрастие к нему в столь нежном возрасте обычно перерастает с годами в глубокую алкогольную зависимость. В результате, вместо здорового работоспособного индивида общество получает жалкого и насквозь больного алкоголика.

Важным пунктом алкогольной политики считается пропаганда здорового и трезвого образа жизни, это требуется для того, чтобы выработать у членов общества, в первую очередь – молодёжи, подсознательные установки на то, что пьянство – это ненормально. Понятно, что подобная масштабная работа немыслима без активной поддержки государства.

Ещё одним способом снизить уровень потребления алкоголя в любом обществе является уменьшение доступности алкогольных напитков. Достигается это за счёт нескольких инициатив.
Первое, что приходит в голову – это ценовое регулирование. Чем дороже выпивка – тем сложнее её приобрести, чем выше цена – тем ниже спрос на товар. Сейчас это достигается в основном тем, что вводятся различные пошлины для производителей, что вынуждает их увеличивать цены.

Ещё одним методом борьбы с «зелёным змием» является ограничение времени продажи спиртного. Так в 2011 г. в России был принят запрет на реализацию алкогольной продукции после 23.00. Известно, что большинство отравлений алкоголем случаются из-за желания «догнаться» до требуемого состояния, вследствие чего человек отправляется за добавкой, а после не рассчитывает своих сил и выпивает лишнего.

Также за счёт ужесточения различных ограничений сокращается количество торговых точек, торгующих алкогольной продукцией. Это ещё одно из направлений алкогольной политики.
Ещё одним эффективным препятствием на пути алкоголизации общества стал бы ввод государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции. Хотя у нас до этого пока не дошло, эта мера уже опробована на практике и хорошо себя зарекомендовала в ряде экономически развитых стран – Канаде, США, Норвегии, Испании, Швеции, Финляндии и ряде других.

***

Что касается законодательной базы алкогольной политики, мы уже упоминали, что её реализация немыслима без активной помощи государственных органов. Именно государственные структуры обладают возможностями, и прежде всего - законодательными, для её успешного воплощения.

Кроме проведения широкой пропаганды трезвости государство в состоянии применить законодательные рычаги для решения проблемы. С этой целью принимаются различные законодательные акты, как ограничивающие оборот спиртосодержащих веществ, так и поощряющие трезвый образ жизни. В этом плане российские законодатели могут воспользоваться обширным опытом западных стран, которые раньше нас столкнулись с эпидемией пьянства, поэтому пробы и эксперименты можно свести к минимуму, можно просто адаптировать западный опыт к российским реалиям и воплощать в жизнь.

Наиболее заметным и потому наиболее активно дискутируемым в обществе является государственное регулирование цен на алкогольные напитки. Достигается это, как мы уже упоминали, введением пошлин и различных платежей, взимаемых с производителей и реализаторов алкогольной продукции. В результате роста цен доступность той же водки падает и, к примеру, у подростков, не имеющих постоянного заработка, возможностей её приобрести становится меньше.

Однако тут есть другая сторона – столкнувшись с невозможностью купить выпивку в магазине, часть населения начнёт активнее употреблять суррогаты алкоголя или продукты самогоноварения, а это непременно вызовет рост отравлений.

Решением проблемы в этом случае многие видят значительное ужесточение наказания за производство и реализацию суррогата алкоголя, особенно в тех случаях, когда употребление его принесло вред здоровью людей. Кстати, в СССР за такую деятельность можно было легко получить 5 лет тюрьмы или даже больше.

***

Одним из наиболее нашумевших шагов российской власти в противодействии спаиванию населения страны стал принятый летом 2011 г. закон, запретивший торговлю алкоголем после 23.00. Согласно данным статистики, после этого значительно снизилось количество травм и увечий, полученных в пьяном виде, меньше стало количество задержаний на улице лиц в состоянии опьянения, правонарушений и ДТП, совершенных пьяными гражданами.

В дополнение к ограничению времени продажи спиртного ведётся работа по сокращению количества мест его реализации. Для этого используется процесс лицензирования торговых предприятий и получения ими разрешения на данный вид деятельности. Причём, сторонники этой процедуры считают, что процесс получения разрешения должен быть более сложным и затратным для владельцев торговых точек, чем это есть сейчас.

Также есть возрастное ограничение для лиц, которые могут купить алкогольную продукцию – продажа её несовершеннолетним в России запрещена. Однако тут мы сталкиваемся с проблемой исполнения закона – если в большом магазине подростку никто выпивку не продаст, то в ларьках или мелких торговых точках это можно наблюдать сплошь и рядом. Для предотвращения таких случаев можно привлекать как органы правопорядка, так и общественный контроль.